Знание-сила

Знание-сила научно-популярный журнал

Вход Вход
iiene     
Он-лайн ТВ Знание - Сила РФ Проекты Фотогалереи Лекторий ЗС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горячая новость:
Подписаться на журнал "ЗНАНИЕ-СИЛА" стало проще
 

 





СВЕЖИЙ НОМЕР

Главная тема:

Тексты и История


Органические молекулы в космосе
 
 
 Самое интересное 
Самые яркие статьи за все годы существования журнала. Пока выложены только статьи 2007-2010 годов, но мы работаем над продолжением этого.
  Проекты  
«Проекты ЗС» - это своего рода исследования, которые предпринимает журнал в отношении комплексов проблем, связанных с развитием науки, культуры и общества. Для рассмотрения этих проблем мы привлекаем специалистов из разных областей науки, философов, журналистов. Каждый проект – это их заочный диалог. Здесь мы выкладываем связанные с этим материалы: статьи, интервью, дискуссии.
Судьба Хмелиты

Царившая в СССР административно-командная экономика не поощряла инициативу на местах, требовала многочисленных и длительных согласований по любому поводу и не могла обеспечить достойное качество товаров и услуг. Она давала простор лишь одному – бюрократической волоките. Тем не менее, в Советском Союзе встречались хорошие школы, заводы, колхозы, в которых по-настоящему учили, делали качественные товары или выращивали хороший урожай, в которых люди работали с удовольствием и с отдачей, потому что к ним относились по-человечески. И всякий раз все заключалось в хорошем руководителе, который заботился о деле, не забывал о людях, умел организовать их, умел добиваться своего, видеть перспективу. Судьбу серьезного начинания вопреки системе определяли деловые и человеческие качества руководителя. А большое дело требовало подвижника.

Навряд ли подвижники загодя знают о своем предназначении. В какой-то момент своей жизни берутся они за дело, которое оказывается для них главным, которое заполняет большую часть отпущенного им времени. И которое непременно необходимо людям, стране, даже если до поры люди и страна об этом не подозревают. Так судьба человека соединяется с судьбой нового научного направления или передового промышленного производства. Или нового слова в искусстве. Или архитектурного наследия. Например, старой усадьбы в Смоленской области.


Главное здание усадьбы вид из парка


Главное здание усадьбы

Эта усадьба радует душу не только потому, что ее история связана с именем автора легендарной пьесы «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова. В нашей стране столько заброшенных и разрушенных усадеб, что просто приятно видеть одну из них в прекрасном состоянии. Тем более, что на ее месте были руины еще несколько десятков лет назад. Ее имя – Хмелита. И расположена она неподалеку от славного городка Вязьма. Усадьба находится в центре одноименного села, известного с 1614 года, которое получило свое название от речки Хмелитки, по берегам которой были заросли хмеля.

В 1967-м в Хмелиту приехал совсем еще молодой тогда Виктор Евгеньевич Кулаков. Незадолго до этого пепелище знаменитой усадьбы увидел Петр Дмитриевич Барановский (1892—1984) – известный архитектор и реставратор, яростный защитник памятников древнерусского зодчества. Это был неуемный человек, непоседливый, неукротимый, умевший зажечь других своими идеями. Именно с ним случайно познакомился автомеханик одной из московских автобаз Виктор Кулаков, который согласился поработать некоторое время, начав реставрацию усадьбы. А оказалось, что он выбрал свою судьбу.


Заслуженный деятель искусств России Виктор Евгеньевич Кулаков

Хмелита – имение Грибоедовых с 1680 года. В 1747-м хозяином усадьбы стал дед драматурга, лейб-гвардии капитан-поручик Преображенского полка Федор Алексеевич Грибоедов. При нем Хмелита переживает расцвет. Где-то в 1753 году началось строительство дворцово-паркового ансамбля, спроектированного неизвестным архитектором в стиле елизаветинского барокко. Ансамбль состоял, согласно Плану Генерального межевания 1778 года, из «господского каменного дома о двух этажах с четырьмя флигелями, регулярного парка с глухими и открытыми аллеями, двух копаных прудов с саженой рыбой, хороших цветников с каменными статуями», а еще пейзажного парка и разных хозяйственных служб, среди которых стоит упомянуть кирпичные конюшни и огромную оранжерею, растянувшуюся почти на сотню метров. Стоит подчеркнуть, что флигели стояли отдельно от главного здания. Усадебный ансамбль дополняла построенная Ф.А. Грибоедовым в 1759 – 1767 годах на месте прежней каменная церковь Казанской иконы Божией Матери с трехъярусной колокольней, трапезной и двумя приделами: Никольским и Иоанно-Предтеченским.

Усадебный ансамбль дополняла построенная Ф.А. Грибоедовым в 1759 – 1767 годах на месте прежней каменная церковь Казанской иконы Божией Матери с трехъярусной колокольней, трапезной и двумя приделами: Никольским и Иоанно-Предтеченским.


Юго-западный флигель и стоящая за ним церковь

В такой Хмелите будущий автор «Горе от ума» проводил летние месяцы в детские и юношеские годы в конце XVIII – начале XIX века вместе с матерью Настасьей Федоровной и сестрой Марией Сергеевной. Владельцем усадьбы к тому времени стал родной брат Настасьи Федоровны коллежский советник Алексей Федорович Грибоедов. Надо сказать, что ему досталось прекрасно налаженное хозяйство.


"Красный кабинет" хозяина усадьбы

Хмелита, которая была больше, роскошнее, аристократичнее многих соседских усадеб, являла собой центр притяжения для избранного общества. И оно собиралось в просторном доме, наполняло великолепный большой зал, способный принять не один десяток человек. Съезжались семьи Якушкиных, Шереметевых, Нахимовых, Лыкошиных, Озеровых, Уваровых, Радищевых, Станкевичей, Разумовских, Хомяковых, Татищевых… Какие славные фамилии, столь важные для нашей истории.


Интерьер усадьбы

Несомненно, что изящная усадьба, ее обитатели и гости оказали заметное влияние на формирование личности драматурга и государственного деятеля Александра Сергеевича Грибоедова. Многие образы бессмертной комедии «Горе от ума» навеяны его пребыванием в Хмелите. И прежде всего современники считали прототипом Фамусова дядю Грибоедова Алексея Федоровича, радушного хозяина усадьбы.

К приезду Кулакова прежнего великолепия Хмелиты не было и в помине. Красивейший господский дом представлял собой руины. В1954 году – тогда в усадьбе размещались колхозная контора и склад, – случился пожар, господский дом полностью выгорел, а потом частично был растащен на кирпичи, так что к 1967-му развалины продолжали разрушаться под снегами и дождями. Два из четырех флигелей – северо-восточный и северо-западный, – были полностью разрушены, как и конюшни. Приусадебная церковь Казанской иконы Божией Матери представляла собой жалкое зрелище: колокольню взорвали отступающие немцы – они уничтожали все пригодные для корректировки артиллерийского огня высокие постройки. Серьезно пострадало и само здание церкви. Не было и оранжереи – от нее остались только два торцевых здания, да и те в плохом состоянии.


Руины усадьбы, вторая половина XX века

Работы по восстановлению усадьбы начались в 1968 году. Чуть позже Кулаков поступил на заочное отделение Ленинградского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина – он понимал, что советов П.Д.Барановского, пусть и очень квалифицированных, недостаточно, что для успеха дела ему необходимо получить специальное образование. И осуществил это. В дипломе значилось – историк искусств. Но главное было не в формальном моменте, а в тех знаниях, которые требовались не только для возвращения из небытия комплекса зданий, но и создания музея. В Хмелиту Кулаков полностью перебрался в сентябре 1988 года, когда были восстановлены юго-восточный флигель и галерея, с конца XVIIIвека соединяющая главный дом с этим флигелем (она, разумеется, нарушает симметрию усадьбы, но ее решили не сносить).

Все годы с конца 60-х реставрационные работы шли тяжело, медленно. По сути, они продолжаются по сей день. Уже давно обрел прежний вид главный дом, уже давно залы и комнаты второго этажа стали похожи на те, что были тут двести лет назад, но в одной из комнат только сейчас появились по углам печи – Кулаков многие годы кропотливо искал, как они должны выглядеть. И нашел. Восстановлена церковь, отстроена заново колокольня, каменщики кладут второй этаж одного из утраченных флигелей – северо-западного, а второй уже в кирпиче, под крышей и ждет отделки. Завершена реставрация обоих южных флигелей, каменной ограды. В планах – восстановление конюшен, реставрационные работы по парку. Самое трудное в советскую пору было «выбивать» лимиты, сейчас – находить деньги.


Главный зал

Господский дом и в самом деле красив – двухэтажный, изящный, легкий, созвучный второй половине XVIII века. Восхитительны просторный зал с необычной импозантной печкой, изысканная красная столовая, кабинет хозяина. Дух давно ушедшей эпохи воссоздан с удивительной точностью. Сколько сил пришлось положить Кулакову, его единомышленникам и сотрудникам на создание экспозиции! Мебель и предметы, соответствующие времени, когда в усадьбе жил Алексей Федорович Грибоедов и его домочадцы, кропотливо подбирались долгие годы и стали неотъемлемой частью здания. Но особенно хороша лестница, ведущая в сад, разрушенная и заново построенная стараниями Кулакова.

Казалось бы, можно остановиться: первый и единственный музей Грибоедова есть. Усадьба в прекрасном состоянии. Осталось только закончить работу с флигелями, поднять конюшни и привести в порядок парк. Но Кулакову этого мало. Узнав, что неподалеку находилась усадьба Нахимовых, и лично убедившись, что именно там родился великий русский флотоводец адмирал Павел Степанович Нахимов, Виктор Евгеньевич загорается идеей возродить «родовое гнездо» Нахимовых (к сожалению, господский дом и приусадебная церковь оказались полностью разрушены). И чтобы иметь возможность сделать это, он, преодолев ожесточенное сопротивление чиновников, добивается в сентябре 1990 года правительственного решения о создании в Хмелите и на прилегающих территориях историко-культурного и природного заповедника. И в качестве первого шага создает в одном из двух оставшихся торцевых зданий утраченной оранжереи музей П.С. Нахимова, тоже единственный в России, пусть небольшой, но имеющий уникальные экспонаты. (Музей появился только благодаря помощи руководства российского Флота, которой добился Кулаков). Теперь Виктор Евгеньевич мечтает о следующем шаге – возрождении усадьбы. Проект уже готов. Осталось найти деньги. А это непросто в наше время. Как только усадьба Нахимовых вновь станет реальностью, музей П.С. Нахимова переедет туда. (Кстати, в другом торцовом здании оранжереи Кулаков устроил небольшую гостиницу для приезжающих в Хмелиту, которую у него уже пытались отнять, но, к счастью, не отняли).


Музей П.С. Нахимова 2-й этаж


Музей П.С. Нахимова 1-й этаж

Вовсе не случайно на территории Государственного музея-заповедника «Хмелита» расположено Богородицкое поле – место героического прорыва наших войск из окружения в октябре 1941 года. Тогда в окружении оказались пять наших армий – 16-я, 19-я, 20-я, 24-я, 32-я армии, а вместе с ними дивизии Московского ополчения. Всего, по уточненным подсчетам, более 1 миллиона человек. Не менее трети из них погибли, а 688 тысяч, по немецким данным, оказались в плену и тоже большей частью погибли: немцы были не готовы к такому количеству пленных, не имели для них продовольствия, не могли обеспечить минимальных условий. Наши солдаты умирали от голода, холода, от болезней.


Памятник погибшим воинам на Богородицком поле

Кулаков, конечно же, включил Богородицкое поле в состав заповедника – находиться рядом и не сделать ничего для увековечивания памяти погибших воинов он не мог. Недавно рядом с памятником героям появилась аллея со стелами, посвященными дивизиям, упорно сражавшимся здесь с немцами. Около памятника каждый октябрь, в очередную годовщину прорыва, захоранивают останки воинов, найденные за лето поисковиками. В 2010 году было захоронено 109 останков. Не мог Кулаков оставить без внимания и расположенные рядом с Богородицким полем развалины церкви, пусть ее история и не связана с каким-то известным родом или именем. Церковь уже восстановлена, теперь осталось воссоздать колокольню. А рядом поднимается из руин флигель давно разрушенной усадьбы, в котором должен появиться музей, посвященный памяти погибших в 1941-м воинов.


Захоронения на Богородицком поле

Времена сейчас иные. Мы уже не строим коммунизм, мы пытаемся наладить рыночную экономику. Получается пока что не очень, если говорить о России в целом. Но по-прежнему, как и в советское время, есть в нашей стране хорошие школы, заводы, сельские хозяйства, в которых по-настоящему учат, делают качественные товары или выращивают хороший урожай, в которых люди непременно работают с удовольствием и с отдачей, потому что к ним относятся по-человечески. И по-прежнему все заключается в хорошем руководителе, который всецело поглощен своим делом, который не забывает о людях, умеет организовать их, умеет добиваться своего, видеть перспективу. Это осталось. Качества руководителя по-прежнему определяют судьбу серьезного начинания. Изменилось только одно: вместо бюрократической волокиты мы имеем теперь бюрократический произвол.


В.Е. Кулаков за работой

История Хмелиты второй половины XX – начала XXI века – одновременно история Виктора Кулакова, который положил на эту усадьбу жизнь, но получил достойную отдачу: восстановленную и подаренную людям память о прошлом, которое мы должны знать и которое мы можем теперь увидеть и даже потрогать. В новой стране Кулаков продолжает заниматься прежним делом, потому что это настоящее дело: воссоздавая и сохраняя наше прошлое, директор Хмелиты работает на будущее. Неизменным для него осталось не только то, чем он занимается, но и жесточайшее сопротивление чиновников, которое необходимо преодолевать всякому человеку, постоянно проявляющему инициативу, упрямо отстаивающему свои идеалы. Это те особые условия, в которых приходилось и приходится действовать подвижникам, живущим в России. Тем ценнее их достижения. Тем более благодарны должны быть мы тем, кто выполнял и продолжает выполнять свою важную миссию несмотря ни на что.

Рабочие дни заслуженного деятеля искусств России Виктора Кулакова заполнены решением большого числа текущих проблем. Но живет он мыслями о будущем. Не случайно вместе с ним трудятся в Хмелите его сын и дочь.

Игорь Харичев

Смотреть все фотографии

Государственный историко-культурный и природный
музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита»

Вернуться назад

Архив статей

 

вернуться


Карта сайта | Контактная информация | Условия перепечатки | Условия размещения рекламы

«Сайт журнала «Знание-сила»» Свидетельство о регистрации электронного СМИ ЭЛ №ФС77-38764 от 29.01.2010 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
© АНО «Редакция журнала «Знание-сила» 2012 год

По техническим вопросам функционирования сайта обращайтесь к администратору

При поддержке медицинского портала ОкейДок


Rambler's Top100
av-source