Знание-сила

Знание-сила научно-популярный журнал

Вход Вход
iiene     
Он-лайн ТВ Знание - Сила РФ Проекты Фотогалереи Лекторий ЗС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горячая новость:
Закрытие раздела "Электронный архив журнала" с 1 июля 2017 г.
 

 





СВЕЖИЙ НОМЕР

Главная тема:

Градус страстей


Органические молекулы в космосе
 
 
  Проекты  
«Проекты ЗС» - это своего рода исследования, которые предпринимает журнал в отношении комплексов проблем, связанных с развитием науки, культуры и общества. Для рассмотрения этих проблем мы привлекаем специалистов из разных областей науки, философов, журналистов. Каждый проект – это их заочный диалог. Здесь мы выкладываем связанные с этим материалы: статьи, интервью, дискуссии.
Новая игра

Раиса Яковлева

У мальчика были каникулы. Это был большой мальчик. Он окончил десятый класс. Это был умный мальчик. Он хорошо учился в школе, читал научную литературу и знал все законы мироздания.

Друзья мальчика разъехались кто-куда... У отца мальчика были проблемы на работе, он задерживался там допоздна и не сумел организовать для сына интересную поездку на время каникул.

Мальчик сел за свой новый многомерный компьютер и начал играть в компьютерные игры. Но он уже не раз играл в эти игры и ему было неинтересно. Тогда он решил создать новую игру. Это будет его мир, который он создаст по своим законам и правилам. Эта мысль увлекла мальчика.

День первый. Он начал с того, что создал небольшой шарик с огромной плотностью вещества и взорвал его. Мельчайшие частицы вещества с колоссальной скоростью разлетались в разные стороны и образовывали скопления звезд эллиптической, спиральной и неправильной форм. Мальчик с интересом наблюдал процесс, пока его не утомило это зрелище. Тогда он пошел на кухню, сделал себе бутерброд с сыром, выпил чай и, не дожидаясь отца, лег спать.

День второй. Когда на следующий день мальчик подошел к компьютеру, он обнаружил, что его Вселенная обрела определенные очертания, хотя и продолжала расширяться. Скопления звезд, которые он назвал галактиками, вращались по эллиптическим орбитам вокруг центра вселенной. Многочисленные звезды в каждой из галактик вращались вокруг центра своей галактики. Вокруг отдельных звезд некоторых галактик возникли системы планет, вращающиеся вокруг своей звезды. Мальчик завороженно смотрел на движение галактик и звезд внутри них. Новая игра ему явно нравилась.

Вскоре вернулся с работы отец. У него был усталый вид. Мальчик обнял отца, прижался к его груди.

- Ты очень устал? – спосил он.

- Понимаешь, - ответил отец – мы монтируем новый навигатор космических кораблей, отвечающий современным требованиям. У него совершенно иная технология сборки, поэтому приходится попотеть. Надеюсь, ты не скучаешь?

- Сначала скучал, потом решил создать новую компьютерную игру.

- Вот и хорошо. – сказал отец – Давай поужинаем и на боковую. Завтра мне рано вставать.

День третий. Картина вращающейся вселенной увлекала мальчика. Но чего-то в ней не хватало. Он решил на некоторых планетах, в избранных им галактиках, создать благоприятные условия для возникновения и развития жизни. Первым делом он создал на этих планетах резервуары воды произвольных форм, которые образовали океаны и моря. Затем установил диапазон температур и другие условия, необходимые для жизни живых существ. Это была нелегкая работа.

День четвертый. Проснувшись, мальчик быстро позавтракал и поспешил к компьютеру. Ему не терпелось увидеть, что происходит в его Вселенной. Он увидел, что в морях и океанах на избранных им планетах вслед за возникновением простейших одноклеточных появились водоросли различных видов, конфигураций и окрасок. Вслед за водорослями стали появляться рыбы и морские животные разных форм и размеров. Подводный мир был удивительно красив.

Отец вернулся домой поздно, усталый, и уснул, не успев поговорить с сыном.

День пятый. В этот день мальчик решил создать жизнь на суше избранных им планет. Сначала он создал растительный мир, на каждой планете свой, особенный. Затем вывел из воды земноводных, которые обладали способностью жить и в воде и на суше. После этого на суше каждой из избранных планет появился свой животный мир. Это был мир животных, способных жить только на суше. И в завершение всего он создал обладающего разумом, способностью мыслить и созидать, развиваться самому и изменять окружающий мир – Человека. Разумеется, Человек на каждой из планет, где он был создан, имел свои особенности, соответствующие особенностям планеты.

Отец вернулся домой, повеселевшим. Он похлопал сына по плечу, улыбнулся и сказал:

- Похоже, мы нашли ключ к схеме и технологии сборки. Если все пойдет хорошо, завтра закончим свою работу, и я, наконец, получу отпуск. Давай поедем с тобой к бабушке в деревню, вырвемся из городской суеты. Будем ходить в лес, купаться в реке. Помнишь, какие там маслята в лесу, а ягоды? Один запах чего стоит!

- Это было бы здорово! – сказал мальчик. – Хочешь, я расскажу тебе о своей игре?

- Рассказывай!

И мальчик рассказал папе о своей игре. Отец призадумался.

- Это не просто игра, – сказал он. – С тех пор, как там появилась жизнь и, тем более, Человек, ты несешь ответственность за свою Вселенную, особенно за живые существа в ней и, главным образом, за людей. Ты – их создатель.

- Я не думал об этом, – признался мальчик, – но теперь понимаю, что ты прав. Что же делать?

- Ты должен внимательно следить за происходящим в твоей Вселенной, направлять ее развитие в сложных ситуациях по верному пути, а развитие человеческих цивилизаций направить по пути добра и справедливости. Это необходимо, чтобы не допустить катастрофы.

День шестой. Проснувшись утром, мальчик первым делом подумал о том, что изменилось в его Вселенной за ночь. С нетерпением сел он за компьютер и стал наблюдать, что происходит на планетах, населенных людьми. А люди, не теряя времени, стали обживать свои планеты. Они строили себе жилища, выращивали пригодные в пищу растения, приручали животных. Благодаря постоянному труду, их мозг развивался, расширялась сфера деятельности, появлялись новые технологии, увеличивались возможности. На каждой из планет это происходило по-своему, но с той же закономерностью. На одних планетах стали появляться города, на других люди предпочитали жить в небольших поселках ближе к природе. На некоторых планетах большие группы людей объединялись в страны, на других предпочитали жить в общающихся между собой отдельных городах и поселках. На одних планетах появились торговые денежные отношения, на других – сохранился натуральный обмен производимыми продуктами.

Мальчик решил посмотреть, как поведут себя люди в сложных ситуациях. На одной из планет галактики Альфа он организовал засуху в одной из стран и стал следить за происходящим. К Правителю страны стали приходить люди и жаловаться на засуху. Того урожая, что им удалось собрать, не хватит, чтобы прокормиться до следующего урожая, говорили они. Правитель обещал подумать. Он собрал своих помощников и поручил им проанализировать ситуацию. Через несколько дней помощники сообщили, что ситуация действительно тяжелая. Тогда Правитель принял решение распределить часть своих продовольственных запасов между нуждающимися районами страны, а также обратиться за помощью к соседним странам. Соседние страны не остались равнодушными и передали попавшим в беду соседям излишки своих продовольственных запасов. Таким образом, проблема была решена.

В галактике Бэта на планете населенной людьми произошло цунами. На берег одной островной страны набежала волна высотой 3 метра. При этом пострадал рыбацкий поселок. Детей успели вывезти вглубь острова. Взрослые не успели далеко уехать, их накрыло волной, и два автобуса унесло в море. В район бедствия вылетели вертолеты, но не всех удалось спасти. 50 детей остались без родителей. Осиротевших детей взяли в свои семьи родственники и друзья погибших, окружили теплом и заботой, помогли пережить потерю родителей. Поселковый совет стал решать, как защитить поселок в будущем от подобных бедствий.

На обитаемой планете галактики Гамма люди жили, в основном, в крупных городах. Ученые в союзе с инженерами и рабочими создали высокопроизводительную сельскохозяйтвенную технику, так что небольшое количество людей без труда справлялось с работой по обеспечению горожан продуктами питания. Одна группа ученых занималась теорией колебаний. Оказалось, что колебания лежат в основе многих явлений. Волны одних частот люди воспринимают как звук, других – как свет. Нервные импульсы, биоритмы, сокращения мышц основаны на колебательных реакциях. Часть ученых этой группы задумалась над тем, чтобы вычислить такую частоту колебаний, которая сделает всех людей счастливыми.

Идиллическую картинку мальчик наблюдал на обитаемой планете галактики Дельта. По грунтовой дороге, держась за руки, шла пара молодых людей. Светило ласковое солнце, легкий ветерок обвевал их лица, они улыбались, разговаривая о чем-то приятном. Впереди бежала их трехлетняя дочь, ей не терпелось увидеть озеро, лесную поляну, усыпанную цветами. Наконец, все трое вышли на поляну.

- Давайте искупаемся в озере, – предложил папа.

- Я хочу собирать цветы, – сказала девочка. – Мне так нравятся белые ромашки, синие васильки, красные маки!

- Тогда мы с папой поплаваем, а ты собери букет, – разрешила мама. – Только, пожалуйста, никуда не уходи с этой поляны. Хорошо?

- Хорошо, - согласилась девочка и побежала к цветам.

Когда ее родители, вышли из воды, они не увидели на поляне своего ребенка. Их лица вытянулись в недоумении и тревоге. Они стали звать девочку, прошли по лесу вблизи поляны. Ребенка не было. Тревога родителей нарастала. Они углубились в лес, продолжая звать девочку по имени, и прислушивались. Издали донесся знакомый голосок. Родители побежали на него. Через несколько минут перед ними предстала такая картина. Их дочь беззаботно играла с волчатами. Они весело бегали, прыгали и были так увлечены игрой, что не замечали взрослых. А в стороне лежала волчица и спокойно наблюдала за происходящим. Когда родители окликнули девочку, она не хотела уходить от своих новых друзей, и только обещание вернутся к ним через несколько дней позволило увести девочку домой.

В галактике Эпсилон внимание мальчика привлекла пара пожилых людей. Это были супруги, прожившие достойную жизнь. Они честно трудились, вырастили детей, помогали растить внуков, дождались правнуков. Когда они состарились, дети купили для них просторный дом в дачном поселке. Муж и жена с удовольствием работали на земле. Они выращивали овощи, фрукты, ягоды. Делали из них соленья, варенья, компоты. В свободное время ходили на прогулки, общались с друзьями, слушали музыку. Когда приезжали дети и внуки, дом оживал, наполнялся радостью. Дети рассказывали родителям о себе, внуки о себе. Родителей захватывала волна молодой, интересной жизни, фонтанирующей событиями, бьющей через край энергией. Они были счастливы. Родители решили оставить детям и внукам историю своих семей, в которых они родились и выросли, начиная со своих бабушек и дедушек. Человек должен знать свои корни – считали они. Когда заканчивалась работа по сбору урожая и заготовке продуктов впрок, супруги писали свои воспоминания. Вся их жизнь проходила перед глазами, переживалась заново и передавалась детям.

Мальчик с интересом наблюдал за происходящим и думал о том, что ему есть чему научиться у своих созданий. В целом, он был доволен.

Только одна планета в галактике Мега вызывала его беспокойство. Мальчик назвал эту планету Z. На ней не было гармонии. Животные одного вида охотились на животных другого вида и поедали их. На планете процветали злоба, ненависть, агрессивность. Побеждала сила.

Большие общности людей на планете Zобъединялись в страны по территориальному признаку и в государства по форме правления. Между странами-государствами постоянно происходили войны. Войны с целью захвата земель, полезных ископаемых, водных ресурсов;порабощения народов других стран и получения дешевой рабочей силы, освобождающей коренное население от тяжелой работы. Государства стремились производить все больше и больше оружия с возрастающей разрушительной силой. Сначала чтобы защитить свои страны от нападения врагов, потом чтобы внушить врагам страх своей мощью, и  чтобы диктовать свою волю более слабым странам.

Мальчик стремился посеять на этой планете зерна добра и сострадания. Некоторые группы людей проникались этой идеей и стремились передать ее другим. Однако, это были капли в море злобы и ненависти, борьбы за власть и жажды наживы. Даже близкие, родные люди часто не умели и не пытались понять друг друга. Вместо того, чтобы помочь и поддержать близкого человека, они начинали нервничать, кричать и ругаться, что приводило к обидам, отдалению, а иногда и к разрыву отношений. «Как научить этих людей любви и состраданию?” - думал мальчик. «Что сделать, чтобы они поняли, что быть счастливым возможно только, когда даришь счастье другим?» – спрашивал он себя. Ответа не было.

День седьмой. Утром отец с сыном быстро позавтракали, собрали вещи и отправились в деревню, где их с нетерпением ждала бабушка. За окнами вагона мелькали рощи, луга, озера. Знакомые пейзажи радовали глаз, и отцу казалось, что его душа взмывает к небесам. Взглянув на сына, он понял, что тот не разделяет его чувств. Мальчик сидел грустно задумавшись.

- Что с тобой, сынок? – спросил отец. – О чем ты думаешь?

И мальчик рассказал папе о планете Z, о своей беспомощности изменить ситуацию.

- Не вешай носа, создатель! Проблема очень серьезная, и решить ее не просто. На Земле ее до сих пор не удалось решить. Давай думать вместе. Вдруг найдем решение…

Вернуться назад

Архив проектов

 

вернуться


Карта сайта | Контактная информация | Условия перепечатки | Условия размещения рекламы

«Сайт журнала «Знание-сила»» Свидетельство о регистрации электронного СМИ ЭЛ №ФС77-38764 от 29.01.2010 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
© АНО «Редакция журнала «Знание-сила» 2012 год

По техническим вопросам функционирования сайта обращайтесь к администратору

При поддержке медицинского портала ОкейДок


Rambler's Top100
av-source