Подписаться на журнал "ЗНАНИЕ-СИЛА" стало проще

Главная тема:

Тексты и История

Рождение континентов

«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так» (Быт 1, 9). Так описывалось рождение континентов в самом популярном – на протяжении полутора тысяч лет – научном труде: в Библии.

Средневековые комментаторы во всех тонкостях обсуждали процесс творения суши. Петр Ломбардец (умер в 1164 году) писал о том, что перед этим все первоэлементы «находились в некоем перемешанном и бесформенном состоянии, которое греки назвали хаосом». Теодорик Шартрский (XII век) сравнивал появившуюся сушу с островками, которые образуются после того, как высыхает налитая на стол вода. Гильом Коншский (XII век) приписывал высыхание вод теплу звезд. В «Мегакосмосе» Бернара Сильвестра (XII век) сама природа жаловалась Божьему промыслу на свою неупорядоченность и просила привести мир в упорядоченное состояние.

Начиная с XVII века, наряду с теологами, уже ученые пытались объяснить происхождение нашей планеты, а также ее характерного рельефа. Так, знаменитый английский физик Роберт Гук, ревностный соперник Ньютона, обратив внимание на то, что вдали от моря обнаруживают останки морских животных, сделал вывод, что на протяжении земной истории очертания морей и суши неоднократно менялись.

В XVIII веке ученые, обсуждая природу земных форм ландшафта, разбились на два лагеря. Одни считали главным фактором геологических изменений работу воды, неудержимое буйство морей, сокрушающих твердь, другие усматривали причину любых изменений в силе огня, неустанно бушующего в недрах нашей планеты.

И все же к началу ХХ века возобладала идея стабильности. Но вдруг молодой немецкий географ Альфред Вегенер привел все континенты в движение. Заставил их то соединяться друг с другом, то снова разбегаться в разные стороны. В последующие полвека гипотеза глобальной тектоники плит окончательно оформилась. Окончательно? По мере того, как ученые, вооруженные новейшей аппаратурой, все внимательнее вглядываются в недра нашей планеты, картина «сотворения континентов» становится все более сложной.

Земная кора, относительно хорошо изученная географами, – всего лишь «кожа» планеты. Многие геологические феномены «коренятся» не здесь – они обусловлены процессами, протекающими глубоко в недрах Земли, прежде всего в ее мантии, на долю которой приходится 82% объема всей планеты. Пока же ученые по-прежнему очень далеки от того, чтобы детально понять эти процессы. Исследование той же мантии принесет еще немало неожиданных открытий, и любое новое открытие будет порождать все новые вопросы.

Стабильности на земном шаре нет. Эта идея возобладала к началу XXI века. Литосферные плиты продолжат свое движение, механизм которого постепенно постигают исследователи. Карта тверди земной будет снова меняться, словно – уже без надежды на Божий промысел – стремясь обрести то единственное упорядоченное состояние и так и не находя его. Через каждые полмиллиарда лет все континенты будет все так же сходиться воедино, рождая очередной суперконттинент – «Новопангею», в одних гипотезах, «Пангею Следующую» в других догадках. И рожденные в таких муках – за сотни миллионов лет! – континенты опять погрузятся в то «перемешанное и бесформенное состояние, которое греки назвали хаосом». Подробности происходящих процессов мы только начинаем понимать. В Главной теме этого номера, подготовленной Александром Волковым, нам приоткроются лишь отдельные детали этих грандиозных – поистине, библейского размаха – событий, вечно порождающих мир, в котором мы живем.

ЗС 02/2014