Комета Галлея и Древняя Греция

Борис Булюбаш

Знаменитый историк Плиний пишет в своей «Естественной истории» о гигантском метеорите, обнаруженном в Северной Греции между 468-м и 466 годом до новой эры: «Этот камень показывают и теперь, он — величиной с воз, опаленного цвета».

Именно тогда и в той же местности греки наблюдали необычный объект на небосводе. Согласно гипотезе философа Дэниэла Грэхэма и астронома Эрика Хинтца, этим объектом была комета Галлея. Рассчитав ее траекторию, Грэхэм и Хитц пришли к выводу, что греки могли видеть комету в течение 82 дней — между 4 июня и 25 августа 466 года до новой эры. Результаты своего историко-астрономического исследования Грэхэм и Хитц опубликовали в Journal of Cosmology.

В их статье отмечается, что появление на небосводе кометы — событие очень редкое, а потому вероятность того, что греки наблюдали именно комету Галлея, весьма велика. В настоящее время считается, что самое раннее упоминание об этой комете принадлежит китайским астрономам и относится к 240 году до новой эры. Анализируя различные факты, авторы статьи в Journal of Cosmology приходят к выводу, что появление на небосводе Греции кометы Галлея стало очень важным событием для истории астрономии. Объясняя свою позицию, они напоминают, что, по сообщениям некоторых авторов, падение метеорита, о котором пишет Плиний, было предсказано астрономом Анаксагором. По мнению Грэхэма, Анаксагор на самом деле конкретного события не предсказывал (падение метеорита в принципе невозможно предсказать), просто он стал первым астрономом, допускавшим возможность падения небесных тел на поверхность Земли, в  то время как его современник Эмпедокл, к примеру, считал, что Луна образовалась из сгущенного воздуха, а звезды и планеты представляют собой небольшие огни...

Как пишет историк античной науки И.Д. Рожанский, по мнению Анаксагора,  Солнце, Луна и все звезды представляют собой оторвавшиеся от Земли каменные глыбы. Подобные размышления Анаксагора соответствовали предлагавшимся им — вполне современным — объяснениям солнечных затмений, согласно которым в момент затмения Луна закрывает падающий на Землю свет от Солнца. Представление о находящихся в космосе обломках скал вполне допускало, что, будучи сдвинутой со своего места, такая скала могла в итоге попасть на поверхность Земли.

«Факт падения метеорита отрицать было невозможно», — говорит Грэхэм, а потому упавший на землю Северной Греции гигантский метеорит наглядно свидетельствовал в пользу идеи Анаксагора о скалах в космосе. Какое отношение ко всему этому могла иметь комета Галлея? Нетрудно было представить себе «взаимодействие» кометы с одной из находящихся в космосе каменных глыб (на современном языке — c близким к Земле астероидом), в результате чего такая глыба вполне могла оказаться на землях Северной Греции. Это означает, что появление в греческом небе кометы Галлея способствовало популяризации идей Анаксагора — идей, важность которых для истории астрономии невозможно переоценить.

ЗС 04/2011